«Колобку актерский вагон не нужен». Режиссер Антон Маслов — о гриме и чудесах на съемках
Фото: START
/
лайфстайл

«Колобку актерский вагон не нужен». Режиссер Антон Маслов — о гриме и чудесах на съемках

Про режиссера и сценариста Антона Маслова вы наверняка слышали: именно он снял нашумевших «Вампиров средней полосы». Мы поговорили с Антоном о том, как создают грим для его проектов, и о влиянии искусственного интеллекта на кино.

Спойлер: кажется, нам нужно перестать жаловаться на время, которое мы тратим на макияж, ведь в случае с гримом оно увеличивается в два, а то и в три раза. Дальше — прямая речь Антона.

В последнее время я снимал много интересных историй. В «Поехавшей» девушка Аня едет из Москвы в Магадан к маме, которую не видела 15 лет, да еще и любовь свою находит. К слову, эта история основана на реальных событиях. В «Вампирах средней полосы» есть сказочная семья, которая борется со злом в Смоленске.

27 сентября в онлайн-кинотеатре START выходит наш чудо-сериал «Последний богатырь. Наследие», который мы делали 5 лет. Можно ли сказать, что все эти проекты — фэнтези? Наверное, можно, но скорее они дарят надежду и обладают волшебством.

Мне нравится снимать широкомасштабные истории. Это как игра: бац — новый проект, и ты открываешь удивительный мир, в котором никто еще никогда не был. Это очень захватывающе. Мне важно снимать кино, чтобы его пересматривали, и тут в «Наследии» все совпало.

Не фэнтези, а сказка

Я бы все же назвал наш жанр сказкой. Фэнтези звучит сразу как пародия на западный жанр, а у нас абсолютно своя история. Мы должны и можем рассказывать про себя, исследовать корни и культуру. Мы уже очень сдвинулись в понимании героя на Руси в книгах, даже в дизайне, но в кино пока все только начинается.

Какие здесь особенности? Нюанс в том, что мы конкурируем со всеми самыми крутыми и высокобюджетными картинами и сериалами мира. Например, наши комедии между собой не конкурируют. Все комедии разные, исторические проекты разные, даже спортивные драмы разные. А вот сказки сразу находятся под лупой и пристальным вниманием. Нас постоянно сравнивают. Очень важно не повторяться и искать ключи в нашей культуре, пусть и посохи у мага с седыми волосами везде одинаковые, как ни крути. Но надо пробовать.

Еще сказки — это, конечно, огромный размах: невероятное количество ярких костюмов, грима и пластического грима, работы с графикой. В них можно увидеть все, что умеет индустрия. Сказки — это срез всех возможностей нашего кино на сегодня.

Грим в сказках

Я как режиссер всегда участвую в создании образов. У меня невероятные художники по гриму Айгуль Хабирова и Оксана Деревянко, мне очень повезло работать с профи такого уровня. У нас были сотни бород и пастижа, которые девочки большой командой изготавливали и разрабатывали конкретно под наш проект.

После того как мы читаем сценарий, мы обсуждаем предложения: «Я бы хотел, чтобы у Северина была длинная борода» или «у Соловья-разбойника в ухе должно быть золотое украшение, но чтобы оно не давило на уши и в нем можно было сниматься целую смену». Девушки приносят свои предложения. Дальше утверждаем артиста, и предложения преобразовываются. Образ состоит из артиста, характера и сценария.

После этого мы делаем пробы грима: приглашаем артиста, собираем грим и костюм героя. Смотрим, что работает, а что нет. Дальше грим подтверждает режиссер и иногда генпродюсеры.

Фото: START
Фото: START

Со сказкой сильно сложнее, потому что здесь есть еще часть разработок, к примеру история с Северином. Мы вместе с арт-директором придумали образ северного мага. У него огромная длинная борода, которая расходится на две, образуя элемент узнавания. Показали пример — всем нравится, такого еще не было, а художники по гриму в один голос сказали, что это невозможно.

Почему? Такая длинная борода не может держаться на лице героя. Она тяжелая, а у него постоянные битвы и полеты на тросах. Клей не вытянет, лицу артиста будет все время больно. Стали думать. Мало того что бороды часто делаются из волоса монгольского яка, потому что он легче человеческого волоса, так еще и таких длинных волос у яка просто не существует. И тут началось волшебство.

Фото: START
Фото: START

Нашли длинную версию в Монголии, привезли, теперь надо как-то закрепить. Придумали разделить бороду на 3 части: первая часть крепится к лицу, вторая удерживается на груди, а часть идет от стаканов, через которые борода крепится к телу по бокам. Каждый раз объединение бороды на площадке занимало по 20 минут — это после общего грима, который делали Северину около 2 с половиной часов, включая пластику.

Но зато наши художницы по гриму были довольны, что они разработали такую непростую, а главное, рабочую технологию. А я всегда говорил, что они могут всё!

Последний богатырь

На съемках сериала «Последний богатырь. Наследие» мы часто шутили про прическу актера Димы Лысенкова, а сам он спрашивал, что я ему сделал. Я отвечал, что это самая модная прическа в Белогорье и что он краш всех девчонок. Ведь краши разные бывают.

Девушки-гримеры за полтора часа собирали артистов массовых сцен, которых было 250 человек каждый день. У мужиков было около сотни бород, и каждую надо было клеить, а потом подклеивать. Но пришел мужичок с очень красивой бородой и сказал, что очень хочет сниматься, но его жена не любит бороду и сегодня он ее сбреет.

Главное — показал нам, какой он классный со своей бородой, и попросил, чтобы ему каждый день клеили ее на площадке. Это, к слову, не самое приятное из того, что можно носить каждый день. После этого ему действительно клеили бороду в течение почти 60 дней в Белогорье. Так и классный герой остался у нас, и семью мы спасли.

фото: Елена Яковлева / START
фото: Елена Яковлева / START

Но это всего лишь борода. Елене Яковлевой каждый день делали пластический грим по 4 часа и еще час потом снимали. Петр Горшенин, заслуженный пластический гример всея Руси, делал это снова и снова, а Лена терпела и играла во всем этом потрясающе.

А играть в пластическом гриме надо сильно иначе. Надо усиливать мимику и больше включать тело. Помимо этого, такой грим приходится постоянно поправлять. В случае с Леной Яковлевой она не обедала, пила воду через трубочку, я уж промолчу про жару в этой силиконовой маске, которую нельзя снимать. Всего полгода таких съемок — и вуаля, все готово.

Вообще, я думаю, что в сказке сложен каждый грим. Иногда сверхзадачи возникают там, где и  не подумаешь.

Вот, кажется, длинная коса до колен Марьи-богатырши — что может быть сложного? Да не тут-то было. Эту косу делали из человеческого волоса, чтобы она честнее работала в кадре. Ее вес, да еще и с булавой на кончике, — около 2 кг. А у Марьи битва за битвой, она этой косой бьет врага, нужно крутить косу дубль за дублем, это тяжело и больно.

Наши девочки делали грим разными приспособлениями, но все равно коса получалась тяжелой, и Арине Роковой приходилось просто терпеть. Но нам очень повезло, что Арину не сломить. Она выполняла все трюки сама и за 4 месяца довела работу с мечом до идеального уровня. Что тут скажешь, есть женщины в русских селеньях. Да еще и с такой косой до пят.

С образом вождя чуди нам помогал сам Виктор Сухоруков. Он на гриме просто руководил руками наших художников, очень по-доброму. Говорил: «Вот сюда точку нарисуй, а тут линию». Получился потрясающий образ. Может, его тоже надо вписать в художников в титрах той серии?

Спецэффекты и искусственный интеллект в сказке

Самый быстрый грим — у Колобка и Водяного, потому что их мы рисовали на постпродакшене. Они самые удобные. Колобку даже не нужен свой актерский вагон.

Пару недель назад мне предложили новую технологию CG-грима, когда на базе дипфейка на персонажа накладываются говорящие маски. Выглядит это потрясающе.  Возможно, рано или поздно грим можно будет делать полностью на графике, но пока ее очень видно — и у нас, и в зарубежных аналогах, так что это скорее инструмент в помощь.

Нужно понимать, что бороды и сейчас дорабатываются на графике. У бороды на суперкрупных планах видно сетку, что превращается в проблему на больших экранах. С помощью смягчения кожи на цветокоррекции и графике мы «лечим» эти моменты — это постоянная практика.

Могут ли спецэффекты полностью заменить грим? Думаю, это маловероятно. Все равно остается художник.

Для меня художник по гриму — это не только про искусство стать красивым или, наоборот, страшным для кадра. Вагон гримеров — это всегда кабинет психолога. Они вселяют силы в артистов с утра, создают настроение.

Они делают больше, чем нам кажется. Их улыбки — это 50% удачного кадра. Я даже боюсь встречаться с утренним настроением артистов до грима.

Мир меняется, технологии растут, но нам нужен ориентир, что хорошо, а что плохо. Нам нужна эволюция. Сейчас можно с уверенностью сказать: создает будущее только человек.

Идеальный грим в кино — какой он?

Таких фильмов много, но яркий пример — это «Дюна», потому что я как будто нахожусь в этом мире. Все честное. Фактуры и решения очень работают на образ, усиливая мир героев. Все работает на чувства и историю. Это очень важно.

А еще я выделю не кино, а актрису — Машу Горбань. У нее всегда потрясающие образы. Решения грима и костюма, которые я вижу, меня впечатляют. Она всегда выделяется, она уникальная, и это всегда очень важно. Грим и образ усиливают обаяние, а обаяние — это то, что привлекает внимание, и то, почему мы выбираем и смотрим кино.

что ещё почитать
парфюмерия
чем пахнет роман «Мастер и Маргарита»? как создать аромат по книге или фильму
18 сентября 2024
лайфстайл
6 фильмов с летним настроением. выбор наших редакторов
28 августа 2024
лайфстайл
дреды, книги и анорексия. честная история
писательницы Риты Хоффман
26 июня 2024
парфюмерия
этот парфюм вдохновлен героинями сериалов
роковой, красный, порочный
22 сентября 2024